Наташа 16.01.2016

В тесноте, да не в обиде

Наташа 16.01.2016

Когда за окном трещит мороз, -20, субботнее утро, ничего не может быть лучше, чем налить чашку ароматного горячего какао, завернуться в одеяло и писать в блог статью о театральной премьере на сцене Первого русского.

В атмосфере домашнего уюта, теплых носков и безлимитного интернета остается только упорядочить мысли (они у меня как пчелы в улье), разобрать эмоции и изложить доступно для дорогого читателя. А напишу о спектакле «Зеленая зона» (почему-то все-время хочется сказать «Зеленая миля», но с творчеством С. Кинга, конечно, данный спектакль не имеет ничего общего).

Обо всем по порядку. Кратко о сюжете: несколько историй о жителях советской коммуналки, которые мечтают переехать в свои квартиры. Банальная, казалось бы история, пока за нее не взялся Евгений Жозефович М., художественный руководитель театра им. Волкова. Что творится в голове у Евгения Жозефовича?! – думала я весь спектакль с восхищением.

i

И тут-то начинается простор для воображения режиссера. Декораций минимум — в основном советская мебель, тряпочки, обнаженные стены театра, висячие металлические лампы, в совокупности создающие минималистскую атмосферу, и смотрится не убого, а стильно и даже как-то по-скандинавски (представила как на этих словах житель Осло или Стокгольма недоуменно вскинул бровь!).

53642dc5590ac

Больше всего, конечно, поразило освещение. Не сразу понятно, куда делись шикарные висячие металлические лампы из первого акта, которые мне так запали в душу, во втором действии. В процессе рассказывается несколько историй: они все разные, разная проблематика, но между ними есть связывающая нить — то, что они все соседи и жители одного коммунального организма. В каждой истории нет ничего нового, все проблемы, которые раскрывают герои актуальны и по сей день: проблема отцов и детей, о том, как разбивается любовная лодка о быт, подростковая любовь, забота и переживание бабушки о внучке.

1004422

Еще очень много интересных мелочей того, советского, периода — про родителей, которые уехали на Север зарабатывать деньги, отсутствие свободы слова, о том, что Бога нет, но, тем не менее, бабушка продолжает молиться Николаю Чудотворцу. Риторический вопрос одного из героев: «Сейчас мы церкви разрушаем, а придет время и будем их восстанавливать. Зачем тогда что-то разрушать, чтобы потом это восстанавливать?»

(«Это Россия, детка» – промелькнула мысль и на ум пришла строчка из социалистического гимна «Интернационал»:
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.)

Или история молодой семейной пары, где один из героев хочет жить в другой реальности, ему «душно» в коммуналке, он хочет развиваться, а его партнера все устраивает и он не понимает, что не хватает близкому человеку. (Пока писала это, задумалась, а вдруг девушке не развиваться хотелось, а шуб и бриллиантов… Тогда это немного другой поворот). Отсюда конфликты в семейной жизни.

Как во всех спектаклях Евгения Жозефовича Марчелли, без сексуальной подоплеки не обошлось. В этот раз все было прилично, лишь чуть-чуть приправлено эротикой. Потому что секса в СССР, конечно же, не было.

Еще немного про декорации: фоном постоянно сменялись различные черно-белые фотографии с основными моментами той эпохи: создалось нужное настроение, что было очень атмосферно.
И был один прием, зацепивший по-настоящему: игра в лото!
Оказалось, не просто игра, а метафоричное повествование о ключевых моментах советской истории: каждое громко выкрикнутое число сопровождалось фотографией, таким образом получилось, что число символизировало год!
Например:
24 – кричит актриса, а на фото похороны Ленина
41 — фотография пленников концлагеря,
53 — Сталин и тд.

unnamed

За это мое отдельное спасибо и восхищение режиссеру! Получается, что зритель не просто пассивный наблюдатель, а подобные приемы включают мозг и начинается активная нейронная работа.

Сам спектакль состоит из 2 частей: первую я охарактеризую скорее как комедию, а вторая — короткая драма. Спектакль динамичен еще из-за определенных приемов: например, баба с авоськами, шустро перебегающая сцену, каждый раз проведя границу между историями.

Подводя итог, скажу, что это одна из немногих историй, по-настоящему зацепившая и на которую, пожалуй, схожу еще раз. (До этого только «Дом Бернарды Альбы» и «Тевье-молочник» нашли отклик в девичьем сердце).
Рекомендую этот спектакль. Мне он показался настолько гармоничным, что ни прибавить, ни убавить. Осталось приятное послевкусие, и в тоже время есть над чем и подумать. Могу предположить, что даже что-то прошло незаметно для меня и раскроется в следующий раз. Благодарю всех, кто причастен к созданию спектакля, за невероятные эмоции, подаренные нам — зрителям!
p.s.
Завершу словами-тостом одной из героинь: «Любите друг друга!».



в центре внимания Вернуться на главную