Дмитрий 01.04.2016

«Супергерои в поп-культуре»: Работает или нет?

Дмитрий 01.04.2016

12 марта в мировом прокате стартовал амбициозный фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Несмотря на внушительные сборы, образы супергероев подверглись серьёзной критике: фильм, будучи адаптацией комикса, в этом смысле расходится с оригиналом.

Комментаторы в твиттере, «TJ», «Сеансе» – все напряжённо выясняют, что в киноленте проседает сильнее: персонажи, сюжет или визуальная часть? Тем временем сборы первого уик-энда оказались на первой позиции в мировом топе – 501 828 006$, а значит бюджет отбился более чем в два раза! Для сравнения – коммерчески успешный блокбастер про супергероев «Эра Альтрона» за то же время собрал кассу в 191 271 109$, не покрыв расходы.

batman_vs_superman_drawing

Комиксы активно завоёвывают российский рынок, а число их фанатов растёт: год от года на фестивали приходит всё больше людей, развивается российская комикс-индустрия, на Западе изначально бывшая важной частью поп-культуры.
Но если бумажные комиксные издания любят, то фильмы по комиксам чаще ругают – посмотреть только на оценки «Бэтмэна против Супермена» или последнего «Человека-паука». Видимо, творческие неудачи подобного кино не случайны – аудитории чего-то недостаёт. Даже известные персонажи – Бэтмен и Супермен – не могут обеспечить солидарности фанатов. Может быть, уже не так хорошо работает образ супергероя?

Чтобы понять, в чём всё-таки дело, мы обратились к двум экспертам, один из которых – знаток кино, а другой – комиксов.

"Супергеройский «бум» начался с «Железного человека», который был гениален, поскольку, с одной стороны, создатели ввели в достаточной степени популярного персонажа, при этом – с другой – обладающего рядом не слишком характерных супергероям свойств", — объясняет Ярослав Забалуев, культурный обозреватель портала Газета.ru, – "Негативные качества делают его очень «человечным». Эта история – не супергеройская, не завязана на сказочных трансформациях – очень понятный для зрителя сюжет". Компания DC, один из немногих важнейших игроков мировой индустрии комиксов, взялись перезапускать Супермена, который плохо прописан – он мессия, человек без свойств, который может всё, считает критик.

на заре

"На это людям, привыкшим к «человечным» супергероям, смотреть не хочется. Они привыкли к другому подходу, и Супермен им не интересен", – подчёркивает Забалуев.

Иначе на это смотрит Василий Шевченко, владелец магазина комиксов «Чук и Гик»:

"Нам нужны более «человечные» герои? – нет, нам нужны сценаристы, которые понимают, что от супергероев мы хотим – relateability – возможности соотнести себя с ними".

суровый

Это есть в бумажных комиксах, но того же сложно достичь в кино. По словам эксперта, Зак Снайдер (режиссёр «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости» – прим.) "читает не комиксы, а статьи в Википедии, и героев по ним пишет. Его интересует что-то своё – не особенности героев".

Образ супергероя работает, если его сделать с пониманием и любовью, утверждает Шевченко. "Поэтому фильм не нравится как раз тем, кто хорошо знает первоисточник, а ещё он не нравится критикам, потому что это просто скучное кино", – резюмирует эксперт.

Screen-Shot-2015-10-22-at-09.09.46

Очевидно, провалы подобного кино – проблема не только Снайдера, но и многих других режиссёров. Поклонникам комиксов важно видеть в кино знакомых героев, изображённых по канону. Поэтому на вопрос в заголовке можно смело отвечать – работает! Но – в умелых руках.

Авторы: Дмитрий Левин, Яна Суринская



в центре внимания Вернуться на главную