Дмитрий 13.01.2017

«Вопль»: корейское кино на стыке драмы и хоррора

Дмитрий 13.01.2017
В прошлом году южнокорейский режиссёр На Хон-джин привёз в Канны «Вопль» – суровую историю борьбы между людьми и нечистью в корейской глубинке. Зарубежные зрители и кинокритики положительно оценили картину на 82% и 99%, согласно порталу rottentomatoes. В отечественном прокате фильм до сих пор не появился. Это хороший повод посмотреть на «Вопль» и вспомнить, за что все так полюбили корейский кинематограф.

В лесной деревне Коксон жители один за другим заражаются неизвестной болезнью. Они мучаются от язв по всему телу и в исступлении убивают своих родных. Полиция начинает расследование, которое быстро заходит в тупик. Деревня полна слухами: источником напасти местные считают японца, который поселился на краю деревни – мол, именно он распространяет заразу. СМИ между тем педалируют версию о ядовитых грибах, которые якобы сводят людей с ума. Главный герой – детектив, занятый в расследовании, вскакивает по тревоге и каждый раз в шоке бесцельно слоняется на месте преступления. Он бесполезен и относится к происходящему равнодушно, но только до тех пор, пока жертвой заразы не становится его дочь.

2

На Хон-джин до сих пор снимал в традиции корейского криминального кино. У режиссёра на счету две каноничные драмы: «Преследователь» и «Жёлтое море». Новый фильм, тем не менее, заявлен в новом для него жанре хоррора. И действительно: детектив видит сны с жуткой тварью, передвигающейся на четвереньках, из кустов на него вылезает что-то вроде зомби, а в деревне проводят ритуалы настоящие шаманы. Пугающих деталей полно, и надо сказать, что им уделено много экранного времени. Парадоксально, но практически ничего из этого не используется, чтобы напугать.

4

Знакомые с корейским кино мгновенно вычислят: «Вопль» – не ужасы, но криминальная драма с элементами хоррора. Работа сценариста с характерами персонажей здесь намного важнее всех упырей вместе взятых. Режиссёр концентрируется на метаморфозах личности детектива, который из комического героя превращается в трагического. Дочери полицейского становится хуже, а он ничем не может помочь. Скоро детектив забывает о методах детективной работы, звереет и отправляется бить предполагаемому обидчику морду. Тогда же он вдруг начинает верить слухам, которые недавно называл чушью, и связывается с оккультизмом.

3

При этом вполне очевидно, что «Вопль» генетически близок к корейскому криминальному кино и герои в нём живут по законам этого жанра: их объединяют не самый бравый образ полиции и, что важнее, беспомощность главного героя перед «внешней силой». Она заведомо сильнее и находится на шаг впереди. Мистические сущности играют людьми, но их появление не делает особого смысла. До "Вопля" драма прекрасно обходилась без них, вызывая у зрителя самые разные чувства.

Самая серьёзная претензия к фильму – он сильно сдаёт в темпах развития сюжета. Герои тщетно ищут происходящему рациональное объеснение. Понятное желание, однако зритель всё понимает намного раньше и наблюдает за происходящим с недоумением: "Ну вот же доказательство, прямо перед вами! Какого чёрта?". Люди ждут, но в фильме долгое время не происходит ничего значительного. Для хронометража в 2,5 часа подобное обращение со зрителем критично.

wailing-3

Впрочем, преимущества корейского кино тоже никуда не пропали. "Вопль" брутальный и не стесняется крови и сцен насилия. Фильм просто-напросто суров – не только физиологически, но и эмоционально. Любители счастливых концовок не найдут здесь ничего хорошего.