Развлечения

Иное кино: знакомимся с молодой японской анимацией

Опубликовано 17 мая 2015 в 19:32
0 0 0 0 0

Даже если вы не фанат Наруто, не занимаетесь косплеем, и считаете, что манга — это такой вид извращения, отрицать признание японской анимации по всему миру будет весьма трудно.

И дело ограничивается не только Сейлор Мун и Пикачу: культовый режиссер Хаяо Миядзаки имеет почётную премию «Оскар» за заслуги в кинематографе, а его работа «Унесенные призраками» имела невероятный успех за пределами Японии: в 2002 г. — премия Берлинского кинофестиваля, в 2003 — «Оскар» в номинации «лучший анимационный фильм».

Жанры и виды анимации и комиксов настолько разнообразны, что каждый человек, независимо от его возраста, может найти себе что-то по душе. Наш новый обозреватель Дмитрий Левин расскажет про некоторые знаковые короткометражки молодых аниматоров, показанные в первом сезоне «Japan Animator Expo».

1 (1)

Проект студий Studio Khara и Dwango позволяет показать широкому кругу зрителей работы начинающих аниматоров. На официальном сайте проекта раз в неделю выкладываются фильмы разных авторов, различные по сюжету, стилю исполнения и жанрам, длительностью в 7 минут, вместе которые становятся своеобразным веб-сериалом.

Поясню: речь идёт об уникальном фестивале, в рамках которого самые разные студии, не отходя от правил «культа», экспериментируют с графическим исполнением, жанрами и, разумеется, содержанием. Почему лучше всего начать знакомство с аниме именно в таком формате? Как бы неожиданно это ни прозвучало, но японская анимация – вещь во многом очень консервативная: главные мотивы и особенности, заметные в классике невооружённым взглядом, без труда прослеживаются и в более поздних работах аниматоров.

Сериалы, коих выходит великое множество, требуют терпения и времени, которое человек, ничего не зная об аниме, потратить совершенно не готов – ему нужно знать, ради чего он откажется от привычных «Игры престолов» или «Карточного домика». Короткометражки здесь выступают отличной альтернативой: в смешные десять минут уложено всё то важное, что зрителю предстоит увидеть в картинах намного более крупного формата. Я выбрал три короткометражки, содержащие самые основные мотивы и отражающие цельный дух жанра.

Hill Climb Girl

Довольно типичный представитель жанра «повседневность», где «типичный» – совсем не значит плохой. В течение недолгого времени нам расскажут историю школьницы, каждый день которой начинается с отчаянной велогонки от дома до школы. Противник её – не профессионал, а всего лишь один из одноклассников, довольно давно удерживающий первенство.

Как водится, после очередного поражения внутри девушки что-то «щёлкает», и возвратившись домой, она тут же решает про себя, что завтра непременно победит. Этот мотив внутренней перемены и следующих за ней качественных изменений – один из ключевых в японской анимации. Популярное среди широких масс, аниме пропагандирует силу воли, крепость характера и, вообще говоря, пользу перемен – для современного японца, существующего в условиях серьёзной занятости и окружённого, как правило, довлеющим шумом мегаполиса, всё это без преувеличения жизненно важно.

SEX and VIOLENCE with MACHSPEED

SEX and VIOLENCE with MACHSPEED — (1) from anon nolastname on Vimeo.

Как всё японское, анимация, даже рассчитанная на широкую аудиторию, часто бывает до предела безумна и безразлична ко всевозможным нормам приличия. Студия «TRIGGER» выводит совершенно безбашенную «SEX and VIOLENCE with MACHSPEED». Стилизованная под нуар в жёлтых тонах, короткометражка очень быстро бросает попытки казаться адекватной и запускает карнавал, беспорядочную череду «секса и насилия».

Оцените хотя бы это: главный герой – гиперактивная акула-детектив с маниакальными наклонностями в отношении денег и женского тела; её компаньоны – обманчиво апатичная горилла-секретарь и секс-кукла, окружённая любовью соратников и охотно подающая всем чай. Пытаясь провернуть афёру с одним из клиентов, весёлая (и очень дурная) компания сталкивается с самой могущественной бандой в городе.

Стиль «TRIGGER» не предполагает детальной прорисовки фона или даже самих персонажей – здесь всё держится на динамике происходящего, а за общим безумием напрочь забываешь о простоте исполнения. Продвигаемый «TRIGGER» и некоторыми другими студиями фокус с намеренным упрощением необычайно интересен на фоне постоянного обогащения современной картинки в кино и мультипликации всё новыми графическими изысками, которые, как мыслят многие студии, должны привлечь массового зрителя. Оказывается, массовый зритель соблазняется вовсе не этим.

Kanon

Третья и последняя в нашем перечне короткометражка открывается надписью «Мир нужно уничтожить!», а уже секунд этак через тридцать мира действительно больше нет. Остаётся только по-японски сумасшедший нигилист, ответственный за прекращение агонии человечества. Одна лишь проблема – в абсолютной пустоте очень скучно.

Адам – а именно так зовут героя-уничтожителя – берётся за создание идеального мира. Неожиданно первое же его творение ведёт себя совсем не так, как он хотел бы, а затем и второе становится заодно с первым – не ладится вообще со всем, что Адам вылепит из глины, чтобы потом оживить. Легко ли, наконец, быть Богом и создателем своего мира? Японская анимация, обладая огромным ресурсом как жанр, способна вместить в себя любой сюжет: от самого безумного до смертельно серьёзного и болезненного, как, например, в «Острове Джованни», сегодня кажущемся болезненно актуальным.

2752687c24f845ff5044c8bc33d

Чтобы наверняка полюбить восточную анимацию, необходимо осознать следующее: всё серьезное в ней может перемежаться с абсолютно несерьёзным буквально в пределах минуты повествования. Свобода восприятия – определённо главное требование, предъявляемое анимацией к своему зрителю, а главные почитатели жанра – японцы, как известно, – те ещё любители трансгрессии.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook