Как все устроено: стендапер

Мода на юмор в жанре «стендап» в России появилась сравнительно недавно, а первые известные русские стендаперы начали свою карьеру не с прокуренных баров, как это делали Луи Си Кей или Джимми Карр, а сразу с телевидения. О написании монологов, его основной структуре и развитии выступлений этого жанра в Ярославле рассказал комик и телеведущий Роман Касиян.

С чего все началось

Выступать со стендап-монологами я начал примерно года три назад. Сперва я играл в КВН, потом команда у нас распалась, а юмором хотелось заниматься дальше. Как раз свою популярность начала набирать передача «Stand up» на телеканале ТНТ. Потом я познакомился с Павлом Тихомировым, который участвовал в «Камеди Баттл», и он скинул мне книгу Джуди Картер «26 days» – это вроде Библии для всех стендаперов. Я открыл ее, почитал и начал писать свои собственные монологи. На тот момент Владимир Маков организовывал «Open mic» в ресторане «Купи слона», я решил попробовать свои силы и выступил с первым стендапом.

О первом стендапе

Мой первый монолог был про свадьбу: о том, как я женился в 20 лет. Как помню, писал я этот стендап со своим другом, он был моим comedy buddy – это человек, который при написании монологов помогает выступающему понять, что смешно, а что не смешно. Мой друг был для меня таким человеком, говорил, что в монологе оставить, а что нужно отсечь.

План стендап-монолога

Стендап всегда пишется по определенной схеме, эту схему придумали американские комики. Если отталкиваться от книги Джуди Картер, то все монологи делятся по темам. Есть тема, есть отношение комика к теме по принципу: странно, глупо, страшно, жутко. Если ты не задаешь эту тему в начале, то дальше в монологе не будет развития. Еще существует «сетап» и «панчлайн». «Сетап» – это заход на шутку, а «панчлайн» – это сама шутка. Я жестко не придерживаюсь схемы, по которой пишется стендап, но есть особенности, которые нужно стараться соблюдать, когда пишешь шутку. К примеру, всегда нужно чередовать «сетап» и «панчлайн».

Km_2iv7HWjg

О творческом процессе

В идеале монологи нужно писать каждый день, у меня, к сожалению, это не получается делать. Если ты тратишь на монолог хотя бы час в день, только тогда будет результат. Я бы привел в пример Стаса Дрябина, он пишет каждый день. Написанный монолог обязательно должен проверяться на публике. У нас раньше постоянно проводились «open mics», где мы проверяли написанный материал. Важно поймать нужную реакцию публики, где народ реагирует на шутку, а где сидит и скучает. Если нет comedy buddy, то публика помогает понять тебе в нужном ли направлении идет твой юмор.

Есть такое выражение в стендапе «словить дождик» — это, когда зал долго тебе аплодирует. К этому «дождику» любой юморист должен всегда стремиться.

Самое крутое, когда ты рассказываешь тему и идет контакт со зрителем, ты обращаешься в зал с вопросом: «Друзья, а вы замечали…?», а после этого следует: «да, конечно». На каждом выступлении есть зрители, которые контактируют с тобой и говорят «да». Правда, есть и другая разновидность людей: «хэклеры» – они, как правило, мешают человеку рассказывать свой монолог. Задача стендапера рассмешить публику, в том числе и «хэклеров». Нужно уметь не замечать их упреки. Мало написать монолог, нужно еще уметь подать его публике.

О сложностях профессии

Единственная сложность в деятельности стендапера – лень. Думаю, это враг людей всех профессий. Очень много оправданий находишь, чтобы не писать монолог. Раньше я писал чуть ли не каждый день, а сейчас стал лениться и не пишу около двух недель. Хотя близятся майские выступления, и пора заставлять себя писать.

7DoUs86lqA0

О главных плюсах работы

Как и в любой творческой профессии, написание стендапа – это некое самовыражение. Не стану скрывать, я очень сильно люблю сцену, это очень круто, когда ты выходишь к зрителям, рассказываешь свои монологи, а народ смеется. Самое главное преимущество состоит в том, что ты можешь поделиться своими мыслями, которые найдут отражение в сердцах людей, пришедших на тебя посмотреть. Еще благодаря стендапу начинаешь понимать, что ты верно смотришь на мир: люди слушают твои монологи, соглашаются с тобой и то, что тебе казалось странным, страшным и непонятным, люди понимают и начинают кивать в ответ, говорить «да, такое случалось и со мной».

О вдохновении

Существует множество видов стендапа и для каждого существует свой тип вдохновения. К примеру, есть стендап наблюдения, когда ты сидишь и наблюдаешь за тем, что происходит вокруг. В результате за короткий срок получается написать интересный монолог. Так что если ты пишешь стендап в таком стиле, то, как правило, черпаешь вдохновение из жизни. Я обычно пишу монологи, анализируя события, которые произошли со мной.

Самые крутые монологи у меня связаны с событиями из личной жизни: про свадьбу, про развод и один из самых последних моих монологов написан на тему того, что я один живу с кошкой.

Мне проще описывать те моменты, которые лично произошли со мной. Стоит отметить, что 40 % информации в монологе стендапер придумывает. Иногда мы врем, но специально, чтобы зрителю было смешно.

О кумирах и учителях

Главный мой учитель – это жизнь. Многие люди говорят: «Я смотрел Луи Си Кея, Джимми Карра, и они мои учителя». У меня совершенно не так. Я не считаю, что нужно на кого-то равняться. Если ты пишешь, то нужно вырабатывать свой стиль. Конечно, у меня есть некоторые комики, на которых я люблю смотреть, тот же Джими Карр: у него очень короткие шутки, но они всегда жесткие. По большей степени, я слежу за западными комиками, так как у них совершенно другой стиль в юморе, но есть интересные стендаперы и в российской среде, например, Ваня Абрамов. Однако на них я не равняюсь. В стендапе нужно всегда вырабатывать свой собственный стиль.

О разнице между российскими и американскими стендаперами

Если мы проведем параллель между стендапом американским и российским, то стоит заметить, что американский юмор более жесткий. Американцы не боятся высмеять все, что можно. Стендап изначально зарождался как жесткий жанр юмора: первые выступления стендаперов проходили в прокуренных барах, человек выходил и рассказывал все, что у него было на уме, отсюда такая откровенность. Американцы говорят жестко, но люди при этом относятся к этому понимающе. У нас, к сожалению, такого отношения к юмору нет. Конечно, все еще зависит от места, где проходит выступление. В тихом кафе, где подают алкоголь, можно пошутить, выходя за рамки.

MmVzxRJRTeI

О развитии стендап-культуры в Ярославле

Примерно 2-3 года назад мы начали делать первый «Open mic». Сперва народ приходил нехотя, для того чтобы просто поесть-попить и, по большей части, это были приглашенные друзья. Вообще, стендап-культура изначально так и зарождалась: публика набиралась сугубо из «своих». Затем, спустя какое-то время, мы решили сделать платный вход и удивились, когда народ был просто битком. То есть у публики появился интерес к стендапу. Развитие этой сферы сейчас вовсю идет. На данный момент в Ярославле сильных стендаперов нет, я и себя таковым не считаю, но и не отношу к числу начинающих.

Если крутой стендапер в нашем городе появится, то он будет либо звездой youtube, либо попадет на телеканал ТНТ.

Для России программы этого телеканала сейчас показатель, так как у нас люди привыкли мыслить форматом медийности. Если человек в телеке, то он крутой.

Об оплате

Деятельность стендапера оплачивается бессонными ночами, аплодисментами зрителей, ну и, конечно же, денежной частью. Творчество творчеством, но со временем приходит понимание, что любая деятельность должна быть финансово оплачиваема. Когда ты занимаешься КВН в школе или в университете – это одно, а когда начинаешь заниматься этим в качестве работы, это совсем другое. Хочется комерциализировать свою деятельность, чтобы работа приносила тебе приличный заработок. В планах, поставить деятельность стендап-комиков на оплачиваемый поток, но в нашем городе это пока получается не очень хорошо.

Текст: Мария Шуляк, фото из личного архива Романа.