Первый инстаграм: Ярославль в объективе Прокудина-Горского

Про одного из родоначальников цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского слышали многие, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации». С 90-х годов 19 века он совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Сергей Михайлович формально не был первым фотографом, снимающем в цвете. Однако его коллеги по этому делу были, прежде всего, учеными, физиками и химиками: основывали теорию, работали над различными технологиями цветопередачи, делали открытия и создавали светочувствительные пластинки…

На счету Прокудина-Горского тоже немало изобретений, он запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Но никто из этих ученых не фотографировал. Он единственный оставил большое наследие — более 4000 снимков из разных уголков планеты.

В 1900-е годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки.

Побывал в 1911 году фотограф и в Ярославской губернии, где снял церквушки Ярославля и Ростова.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. 1911

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль.

Эти снимки очень похожи на инстаграм, даже буквально: взгляд ровно в камеру, квадратная пластина, артефакты по краям — как фильтр.

Церковь Иоанна Богослова на Ишне в 3 верстах от. Ростова. Ростов Великий. 1911.

Церковь Иоанна Богослова на Ишне в 3 верстах от. Ростова. Ростов Великий.

Фреска над входом в Церковь [Иоанна Златоуста] с паперти (галерея). Ярославль.

Фреска над входом в Церковь [Иоанна Златоуста] с паперти (галерея). Ярославль.

Документированием России Прокудин-Горский занимался с 1909 по 1915 года. В это же время он провел множество лекций, сопровождаемых показом цветных изображений.

Портал южных алтарных дверей и фрагмент росписи в церкви Спаса на Сенях. Ростов Великий.

Портал южных алтарных дверей и фрагмент росписи в церкви Спаса на Сенях. Ростов Великий.

Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви. Ростов Великий.

Общий вид Кремля с колокольни Всесвятской церкви. Ростов Великий.

Фреска на колонке в церкви Иоанна Златоуста. Ярославль.

Фреска на колонке в церкви Иоанна Златоуста. Ярославль.

Колокольня Кремля (построена Митрополитом Ионою). Ростов Великий.

Колокольня Кремля (построена Митрополитом Ионою). Ростов Великий.

Вход в Церковь Иоанна Златоуста (с юго-зап.). Ярославль.

Вход в Церковь Иоанна Златоуста (с юго-зап.). Ярославль.

Церковь Воскресения Христова в кремле. Ростов Великий.

Церковь Воскресения Христова в кремле. Ростов Великий.

Вход в Церковь Иоанна Предтечи из галлереи (паперти). Ярославль.

Вход в Церковь Иоанна Предтечи из галлереи (паперти). Ярославль.

Церковь Федоровской Божьей Матери (зимняя). Ярославль.

Церковь Федоровской Божьей Матери (зимняя). Ярославль.

Вход в зимнюю церковь Федоровской Божьей Матери. Ярославль.

Вход в зимнюю церковь Федоровской Божьей Матери. Ярославль.

В коллекции библиотеки Конгресса США есть более 200 фотографий, сделанных Прокудиным-Горским в Ярославле и Ярославской губернии в 1910 и 1911 гг. К сожалению, только примерно половина из них сохранилась в цветных оригиналах

Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.