Общество

«Стрит-арт вытеснит граффити»: интервью с художником Сергеем Овсейкиным

Опубликовано 08 сентября 2016 в 15:35
0 0 0 0 0

2 сентября в отеле ibis Ярославль Центр состоялось открытие передвижной выставки «Сны о городе», проходящей в рамках ежегодного проекта ibis Street art/Street food. Проект стартовал летом в Калининграде и за два месяца успел побывать еще в четырех городах, включая Астану. Его хэдлайнером в этом году стал Сергей Овсейкин – популярный в России стрит-арт художник и основатель команды ZUKCLUB. The Yaroslavl Room встретился с художником во время выставки и поговорил о разнице между стрит-артом и граффити, любви к творчеству и дальнейших проектах.

ibis SASF Ярославль (3)

— Как образовалась ваша команда, и с каких проектов вы начинали в мире стрит-арта?

Изначально мы рисовали нелегально — в основном, на улицах, будучи еще детьми, и это продолжалось порядка 4-5 лет. Потом я понял, что мне неинтересно рисовать какие-то шрифтовые композиции, я хотел создавать что-то более понятное для людей. В 2008 году я был в Берлине, где купил книгу одного известного стрит-арт художника из Америки, его звали Шепард Фейри: я посмотрел на его творчество, на то, как он использует постеры, трафареты, как он создавал монументальные фрески. Меня это очень вдохновило, и с тех пор я вместе со своей командой начал создавать более понятные картины. Правда, это было все еще нелегально, но люди по-другому начали смотреть на наше творчество, и это, несмотря на то, что на тот период времени в нашей стране стрит-арт практически не был популярным.

Со временем наши работы начали приобретать популярность, появлялись первые легальные заказы, а мы начали сотрудничать с Департаментом культуры.

081

— Любовь к творчеству у тебя была с самого детства?

Думаю, что да. В 1998 году, когда волна хип-хоп культуры пришла в Россию, меня это сильно увлекло, особенно рисование. Я рисовал давно, еще с младших классов, а когда заканчивал школу, долго думал, куда поступать, в результате пошел учиться на графического дизайнера.

— На твой взгляд, как в нашей стране относятся к уличному искусству?

На самом деле, аудитория подразделяется на тех, кто позитивно относится к этому (как правило, это люди помоложе), и тех, кто вообще не видит в этом искусства. Правда, иногда встречаются люди старшего поколения, которые проявляют свою заинтересованность. Они помнят фрески и мозаики, которые создавались в советское время.

В принципе, в России искусство любят, хотя не все его знают и понимают. Ведь как бывает, если ты не разбираешься в искусстве, то или иное направление тебе не понравится. Главное — научиться понимать искусство, а не воспринимать его в штыки.

zukclub-05

— Есть ли разница между стрит-артом и принятом в обществе понятием – граффити?

Эти две вещи вышли друг из друга. Основная идея граффити – это тиражирование своего имени или имени своей команды, а также декорирование шрифта. Идея стрит-арта все-таки поглобальнее и она интереснее, поэтому моя команда это направление для себя и выбрала. Мы делаем все вещи как некую реакцию на происходящие события. И это зачастую понятно людям.

Стрит-арт динамично набирает обороты и вытесняет свою мать – граффити.

Но, конечно же, они очень взаимосвязаны: любой рисунок на стене можно назвать, как стрит-артом, так и граффити. Это, наверное, больше вопрос к искусствоведам. Скажу, что множество обычных художников вышло из галерей и стало рисовать на улицах. Ведь когда создаешь работу на улице, у тебя совершенно другая аудитория, она отличается от тех людей, что придут к тебе на выставку в галерею. Так что, каждый раз создавая очередную работу, я отдаю себе отчет в том, что мимо нее будут проходить дети, а также люди, которые не знакомы с уличным искусством.

093

— Можешь перечислить основные сложности, с которыми сталкивается уличный художник?

Основные сложности, с которыми сталкивается художник в принципе, и не только уличный, – это поиск идей, которые будут стимулировать его творчество. Еще одна сложность – деньги, которые необходимы художнику на покупку материалов, на организацию каких-то мероприятий, выставок, где ты демонстрируешь свои работы. Сложность, особенно для российских художников, – нелегальность работы. Ты хочешь что-то нарисовать масштабное, но тебе не разрешают это сделать. Можно, конечно, пойти ночью и нарисовать что-то на заборе, но, скорее всего, это будет небольшая работа, к тому же создавать ее придется быстро, иначе тебя могут поймать.

Если же ты делаешь что-то легально и при этом тебе за это платят, то, конечно же, в твою работу будут вмешиваться люди, совершенно некомпетентные в вопросах стрит-арта.

Различные чиновники, которые будут пытаться поправить мысль художника. Конечно, это влияет на развитие искусства в стране. Если мы возьмем, например, заграничный опыт, там все по- другому. Как правило, в Европе, у каждого дома есть владелец и процесс согласования идет только с ним. Он не будет идти к властям, к администрации города, так что с таким человеком намного проще договориться. Поэтому за границей намного больше качественных работ, чем в России.

qqrT8U2ckPw

— Расскажи о своей выставке «Сны о городе».

Я создавал свой проект вместе с  отелем «Ibis», каждый год они организуют проект ibis Street art/Street food. Этот проект существует уже второй год и в этом году, мы решили организовать выставку «Сны о городах». Проект посетит 8 городов, в каждом из которых мы выбираем художника. Я могу разделить это мероприятие на три части: первая – это непосредственно моя выставка, где я описал свои впечатления о городах, по большей части, во многих городах я был заранее, правда, в некоторых я не был, поэтому мне приходилось находить информацию в интернете, чтобы понять, как можно представить город на холсте; вторая часть – это ибис стрит-фуд, где шеф-повара отелей создают интересную еду и угощают гостей; третья часть – это соревнование уличных художников, в результате чего будет выбран один, он поедет на полуфинал в Самару, а оттуда уже в Москву.

ибис

— Где ты черпаешь свое вдохновение?

Думаю, вдохновение можно черпать абсолютно в разных местах: это и путешествия, и личные отношения, и мероприятия, которые посещаешь. Бывает, вдохновение можно черпать из книг, истории, искусства… Вдохновение – очень длительный процесс, он не приходит в одну минуту или за целый день.

Ты должен жить с идеей, обдумывать ее и только потом появляется некий художественный образ.

— А есть какие-то планы на следующие творческие проекты?

Уже сейчас у нас параллельно идут другие проекты. На данный момент стрит-арт в России дошел до такого уровня, что мы можем самостоятельно выбирать тех, с кем работать. Наконец, сейчас можно создавать творческие проекты: если раньше студентами мы рисовали все под заказ, и искусства в этом не было,  то на сегодняшний день все изменилось. У нас есть ряд проектов: некоторые из них коммерческие, другие нет. Есть даже проекты, которые мы планируем реализовывать за границей. А вообще, сейчас, я готовлю книгу о нашем творчестве, в книге собраны самые лучшие проекты за последнее время, она выйдет в ближайшее время.

0 0 0 0 0



Вконтакте
facebook