Редакция
Редакция 11.01.2016

«Выживший»: наша рецензия

7 января в российских кинотеатрах стартовал показ монументального фильма от режиссера Алехандро Иньярриту и оператора Эммануэля Любецки. Творческий тандем, известный благодаря «Бёрдмэну», снял картину о реальном выживании с невероятной историей и потрясающими пейзажами. Дмитрий Левин делится впечатлениями от увиденного.

В новом фильме Иньяритту всё ещё «умный» режиссёр, каким открыто рисовался перед зрителем в «Бёрдмэне». На экранах не просто история для любителей Бэра Гриллза. Отнюдь нет. Правда, к режиссёру наконец вернулось чувство меры: «Выживший» предлагает несколько «уровней прочтения», однако не пихает абстрактные и не в меру очевидные намёки в лицо в той же степени настойчиво, как история страдающего раздвоением личности актёра. И не в сложности содержания дела, а в том, что в фильме на самом деле стоило бы разглядеть.

gallery3-gallery-image

Важно ли, как умело и самоотверженно борется с природой и человеческими слабостью, подлостью и жадностью суровый охотник Хью Гласс? Ну да, наверное. За этим интересно наблюдать, но такими вещами мало кого удивишь, этим не выбьешь у критики серьёзной оценки: простейшая аналогия, которая должна бы возникнуть у российского зрителя – история лётчика Маресьева, в которой тоже присутствовали медведь, мороз, снег и непролазная тайга, побеждённые одной лишь силой воли. Дело в том, что только на этом не снять не просто успешный, но и в лучшем смысле содержательный фильм. Уже не «проканает». «Оскар» за такое дадут только на безрыбье. Почему тогда Америка, почему этот никому не известный герой неизданного романа?

522

Потому что имеется смысл: Иньярриту мексиканец, а взаимоотношения Мексики и Америки и в прошлом, и теперь не отличаются гармонией и взаимопониманием. Действие фильма разворачивается в первой половине 19-го века – как раз в тот момент, когда на территории страны идёт вооружённое противостояние с США, вожделеющими новых земель.

Враждебная экспансия и растущий гнёт захватчиков – об этом «Выживший» буквально кричит в лицо зрителю.

Возможно, кому-то вдруг не стало очевидно, но персонаж Хью Гласса вынужденно обитает в лагере «плохих ребят», ворующих у коренного населения ресурсы, грабящих землю, которая им не принадлежит: такие же «охотники» вырезали его туземную семью, оставив без дома. Что бы кто ни думал, американцы и другие пришельцы заслуженно «ловят» стрелы и теряют скальпы. Здесь Иньяритту обращается к теме экспанисии\колонизации в самом неприглядном её виде. Способное смутить союзничество коренных жителей и захватчиков объясняется двумя словами: лошади и ружья. Это очень хрупкая связь: краснокожие, униженные и угнетаемые бледнолицыми, готовы всем перерезать глотки.

352715

Режиссёр последовательно рисует конфликт и рассказывает, как этнос пытается не допустить своего истребления. Спасение индейцы видят в продолжении рода. Вождь одного из племён, тщетно пытаясь отыскать похищенную белыми людьми дочь, натыкается на отряд Гласса, что даёт начало двум с половиной часам скитаний героя.

The-Revenant-1

В отряде состоит Фицжеральд – персонаж откровенно негативный, но настоящий американец с американской мечтой, а вдобавок – типичный угнетатель, который не допускает ни равных прав для коренных жителей, ни ассимиляции с ними своего народа. Короче, расист и просто плохой человек. Хью Гласс выступает обладателем нового культурного кода – смешения европейского (американского) и туземного. Христианство с культом Бога-сына смешивается с племенной традицией, где сын играет ничуть не меньшую роль. Краснокожий сын охотника – «спаситель», которого он потерял. Его месть за родную кровь – явление, присущее племенному строю. Отданный на расправу индейцам Фицжеральд – символическая жертва (Хью некоторым образом разделяет кровную месть с теми, кто уважает эту традицию), своеобразный мост, соединяющий народы, а спасённая им дочь чужого племени – дань глубокого уважения культу семьи.

The-Revenant 5

Постановка «Выжившего» проходила в суровых и заснеженных широтах, которые принесли немало бед съемочной группе. Двукратный обладатель премии «Оскар» за лучшую операторскую работу Эммануэль Любецки решил производить съемки при естественном свете. «Иногда даже просто идти рядом с Лео по замерзшей земле или наполовину заледеневшим рекам с камерой в руках было практически невозможно. Так что было жестко, но это того стоило», — признается оператор. Съемки на широкоугольные объективы довершили картину длительными планами занесенных горных вершин, они составляют эффект присутствия, столь необходимый для погружения в эту историю: зритель видит пар, идущий из рта охотника, брызжущую алую кровь и грязь от лошадиных копыт.

emmanuel-lubezki-the-revenant-cinematography-photo-credit-kimberley-french

Первобытная природа, суровая зима — «Выживший» бодрит словно глоток морозного воздуха. Иньяритту снял антирасистский и совершенно антиэкспансионный фильм, превозносящий в первую очередь не силу воли и выдержку, а кровь и род – первоосновы, будто бы отошедшие на второй план, но ощутимо влияющие на человека.

Альтернативную рецензию от кинообозревателя Марии Шуляк можно прочитать у нас в блогах.

в центре внимания Вернуться на главную

видео дня "Ночь музеев" в Музее современного искусства
Съёмка - Аида Набиева, монтаж - Анна Бушуева
фото дня В Ярославле парашютист «приземлился» на провода
Фото: 1yar.tv